[греч. Μακρίνα ἡ Μεγάλη] (до 270 - ок. 340, диоцез Понт (совр. Турция)), исп. (пам. зап. 14 янв.), бабка по отцу святителей Василия Великого, Григория, еп. Нисского, Петра, еп. Севастийского, и прп. Макрины Младшей, к-рая названа в ее честь. О М. С. известно из упоминаний в письмах свт. Василия Великого (Basil. Magn. Ep. 204. 6; 223. 3), из «Послания о жизни прп. Макрины» свт. Григория Нисского (Greg. Nyss. De vita Macr. 2) и из «Надгробного слова Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской» свт. Григория Богослова (Greg. Nazianz. Or. 43. 4-7).
Точных дат жизни М. С. источники не сообщают. Время рождения устанавливается относительно даты смерти ее учителя свт. Григория Чудотворца, которая в свою очередь также неточна (270-275); датировка кончины М. С. связана и с возрастом ее внуков - святителей Василия Великого (род. в 329/330) и Григория Нисского (род. в 331/335).
М. C. весьма чтила «апостола Неокесарии», ученика Оригена, свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского, к-рый способствовал широкому распространению христианства в Понте. Свт. Василий Великий, чье детство прошло в тесном семейном общении с бабушкой, пишет, что от нее услышал и запомнил наставления святителя, к-рым она сама следовала. Кроме того, М. С., по его словам, воспитала его «в благочестивых учениях» и передала ему «речи блаженнейшего Григория [Чудотворца]» (Basil. Magn. Ep. 204. 6; 223. 3; Pouchet. 1992. P. 591-592). Свт. Василий Великий сообщает также, что именно от М. С., а также от своей матери, прп. Емилии, он воспринял первое представление о Боге (Basil. Magn. Ep. 223. 3).
Во время гонения имп. Диоклетиана (у свт. Григория Богослова - Максимина, очевидно имп. Максимина Дайи) у М. С. и ее мужа (имя неизв.) за исповедание Христа было отнято имущество, и они были вынуждены ок. 7 лет скрываться в понтийских лесах. Свт. Григорий Богослов рассказывает, как по их молитве Бог послал им для пропитания оленей, указывает на мужество людей, привыкших к достатку, но ради исповедания веры отказавшихся от удобств городской жизни и удалившихся в дикие леса (Greg. Nazianz. Or. 43. 4-7).
Свт. Григорий Нисский упоминает бабушку лишь при объяснении, в честь кого была названа его сестра, прп. Макрина Младшая, и не прибавляет никаких личных подробностей. Возможно, воспоминания М. С. использованы им в слове «О жизни Григория Чудотворца» (De vita Greg. Thaum.).
Отдельной памяти М. С. в календарях РПЦ и Элладской Церкви нет; она вспоминается вместе с семьей свт. Василия Великого (14 янв. и 30 мая).